|
482-713-829 задать вопрос
|
|
|
|
|
Искусство, литература
В искусстве и литературе Филиппин прослеживаются разные влияния: индийское и
арабское, испанское и американское. Наиболее ранние образцы искусства - керамика
позднего неолита, принадлежавшая древней волне малайцев, которую вытеснили
представители следующей волны, также малайцы, но более высокого уровня развития,
носители культуры бронзы и железа. До европейцев туземцы имели связи с Индией,
Индонезией, Китаем. Они изготовляли ткани из шелка и хлопка, занимались плетением
из волокон бамбука и ротанга. В 16 в. связи были прерваны, частично местные традиции
были уничтожены. Вне западных влияний остались моро (мусульмане) и примитивные
народы. Наиболее примитивны изделия негритосов аэта — гребни из бамбука, браслеты
из клыков и т. д.
Хорошо изучены орнаменты игоротов - изображения животных (скорпионы, ящерицы,
змеи), птиц, трав, цветов, звезд, копий, топоров. Один из самых развитых народов —
ифугао. У них развито ткачество с орнаментом; часто это полосы, красные, синие,
черные, зеленые. Они изготовляют одеяла, набедренные повязки, женские юбки (тапис),
используют бисер. В их орнаменте присутствуют линии, треугольники, ромбы, ящерицы,
мужские фигуры. Орнаменом украшают деревянные сваи, концы балок, стены домов,
ручки ножей, вырезают фигуры богов.
У моро сочетаются индонезийско-арабские и китайские элементы. В орнаменте
присутствуют драконы. змеи, петухи и крокодилы. Цвета - красный, синий, желтый.
Моро используют "панулунг" - украшение в виде носа лодки, на карнизе дома или
шкатулке. В колониальный период появляются каменные дома, крепости и соборы
(раньше дома строились из тростника и дерева, преимущественно свайные). Старейшая из
сохранившихся в Маниле церковь - Сан-Агустин (1606—1614,А. де Эррера). В тот период
архитектура имела черты испанского барокко. В 19 в. появляются другие европейские
стили, дворец генерал-губернатора Малаканьян(1863). В 1900 г. здесь работают
американские архитекторы, появляются свои, филиппинские. Стили - неоклассицизм,
неоготика, модерн и др.
В 1829 г. манильский художник Д. Доминго основал Школу изящных искусств. В
живописи преобладали религиозные темы. В 1910—1920 гг. ведущим художником был
Аморсоло, работал в жанре пасторали и идиллии, испытал влияние импрессионизма. В 20
в. сформировалась Академия филиппинских художников. Художники, работавшие в 20
в.: Наполеон велосо Абуэво, Пабло Антонио, Феликс Ресурексьон Идальго-и-Падилья,
Эдуардо Кастрильо, Анита Магсайсай-Хо, Висенте Манансала, Хуан Фелипе Накпиль,
Гало Окампа, Гильермо Толентино, Карлос Франсиско.
Танцы филиппинцев - испанские, хота, хабанера, панданго са силад (фанданго). Театр
соединил традиции Китая, Индии, Индонезии, Испании, Америки. В 19 в.
распространение получила оперетта.
К музыкальным инструментам относятся: субинг ( щипковый), диудиу -ас, тимпану,
кулагенг ( виды флейт), 2-х струнная гитара (была известна до прихода европейцев),
ксилофон-маримба (американского происхождения).
Национальный оркестр - пангкат, весь из бамбука, современный пангкат может
исполнить все, до Баха и Чайковского.
Древнейшие образцы литературы на Филиппинах – это эпос и фольклор, устные мифы и
легенды, песни. Героями их являются, например, бог урожая Идионам, богиня ветра и
дождя Анитон Табо, хранитель недр, карлик Патианак (злой персонаж). В средневековье
пишутся сказания из жизни царей, популярны индийские темы. Известные тагальские
сказания — «Царица Сима» и «Принцесса Удруха», бисайские - вариант индийских
легенд «Принцесса Макандула» и Раджа Бендахара Калантиано". Поэма «Лапулапу»
рассказывает о гибели Магеллана на о. Мактан(Лапулапу — вождь, с которым Магеллан
вступил в стычку).
Национальные жанры прошлого - куридо -лирико-эпическая поэма, авит - поэма на
героический сюжет.
Основоположник литературы нового времени - Ф. Бальтасар (1788-1862). Первый роман
на тагальском языке издал М. де Кастро (1856). Наиболее известный писатель — Хосе
Рисаль-и-Алонсо (1861—1896).
Национальным символом филиппинцев признан цветок сампагита (эквивалента в
русском языке нет).
Мифология
Мифология филиппинцев сложна. У крупных народов, исповедующих католицизм, она
частично утеряна. У горных народов она сохраняется в большей степени. Для них
характерны культы духов природы, предков, есть пантеон богов, магия, прежде были
жертвоприношения и охота за головами. Мифология отражала иерархию общества —
строгую соподчиненность.
Космология филиппинцев включала 4 элемента: сверхъестесвенные существа, люди,
природные объекты, продукты труда. Обожествлялись солнце, луна, звезды, радуга,
некоторые животные, птицы. Ниже богов стояли духи лесов, полей, гор, рек и т. д., а
также духи предков. Их ублажали, так как они могли принести зло. Назначение людей
заключалось в служении им. Существовали многочисленные табу. Природными
объектами человек пользовался, но был не хозяином их, а только арендатором, так как
они принадлежали духам. И только продукты труда принадлежали человеку. По
представлениям горных народов внутренних районов мир был объемен, в центре – земля
(пугао), в горизонтальной плоскости протекает мировая река, в верховьях ее - мир
(даийе), связанный с верхним миром (кабуниан), внизу - мир (лагод), связанный с
нижним (далум). Мифы каждого народа впитывали влияние индуизма и буддизма.
Отсутствовала строгая иерархия богов, как и привязанность богов к определенному миру.
Наиболее абстрактно понятие Матунгулан, группа из 168 богов, один из них — Лидум ан
Магидет.
К миссионерам туземцы относились неприветливо, но к 1622 г. почти полмиллиона было
крещено.
Христианский бог для филиппинцев имел много языческого, и от прежних верований
они не отреклись. Кроме католиков есть здесь и мусульмане (моро).
|
|
|