482-713-829 задать вопрос


Искусство, литература

В искусстве и литературе Филиппин прослеживаются разные влияния: индийское и арабское, испанское и американское. Наиболее ранние образцы искусства - керамика позднего неолита, принадлежавшая древней волне малайцев, которую вытеснили представители следующей волны, также малайцы, но более высокого уровня развития, носители культуры бронзы и железа. До европейцев туземцы имели связи с Индией, Индонезией, Китаем. Они изготовляли ткани из шелка и хлопка, занимались плетением из волокон бамбука и ротанга. В 16 в. связи были прерваны, частично местные традиции были уничтожены. Вне западных влияний остались моро (мусульмане) и примитивные народы. Наиболее примитивны изделия негритосов аэта — гребни из бамбука, браслеты из клыков и т. д.

Хорошо изучены орнаменты игоротов - изображения животных (скорпионы, ящерицы, змеи), птиц, трав, цветов, звезд, копий, топоров. Один из самых развитых народов — ифугао. У них развито ткачество с орнаментом; часто это полосы, красные, синие, черные, зеленые. Они изготовляют одеяла, набедренные повязки, женские юбки (тапис), используют бисер. В их орнаменте присутствуют линии, треугольники, ромбы, ящерицы, мужские фигуры. Орнаменом украшают деревянные сваи, концы балок, стены домов, ручки ножей, вырезают фигуры богов.

У моро сочетаются индонезийско-арабские и китайские элементы. В орнаменте присутствуют драконы. змеи, петухи и крокодилы. Цвета - красный, синий, желтый. Моро используют "панулунг" - украшение в виде носа лодки, на карнизе дома или шкатулке. В колониальный период появляются каменные дома, крепости и соборы (раньше дома строились из тростника и дерева, преимущественно свайные). Старейшая из сохранившихся в Маниле церковь - Сан-Агустин (1606—1614,А. де Эррера). В тот период архитектура имела черты испанского барокко. В 19 в. появляются другие европейские стили, дворец генерал-губернатора Малаканьян(1863). В 1900 г. здесь работают американские архитекторы, появляются свои, филиппинские. Стили - неоклассицизм, неоготика, модерн и др.

В 1829 г. манильский художник Д. Доминго основал Школу изящных искусств. В живописи преобладали религиозные темы. В 1910—1920 гг. ведущим художником был Аморсоло, работал в жанре пасторали и идиллии, испытал влияние импрессионизма. В 20 в. сформировалась Академия филиппинских художников. Художники, работавшие в 20 в.: Наполеон велосо Абуэво, Пабло Антонио, Феликс Ресурексьон Идальго-и-Падилья, Эдуардо Кастрильо, Анита Магсайсай-Хо, Висенте Манансала, Хуан Фелипе Накпиль, Гало Окампа, Гильермо Толентино, Карлос Франсиско.

Танцы филиппинцев - испанские, хота, хабанера, панданго са силад (фанданго). Театр соединил традиции Китая, Индии, Индонезии, Испании, Америки. В 19 в. распространение получила оперетта.

К музыкальным инструментам относятся: субинг ( щипковый), диудиу -ас, тимпану, кулагенг ( виды флейт), 2-х струнная гитара (была известна до прихода европейцев), ксилофон-маримба (американского происхождения).

Национальный оркестр - пангкат, весь из бамбука, современный пангкат может исполнить все, до Баха и Чайковского.

Древнейшие образцы литературы на Филиппинах – это эпос и фольклор, устные мифы и легенды, песни. Героями их являются, например, бог урожая Идионам, богиня ветра и дождя Анитон Табо, хранитель недр, карлик Патианак (злой персонаж). В средневековье пишутся сказания из жизни царей, популярны индийские темы. Известные тагальские сказания — «Царица Сима» и «Принцесса Удруха», бисайские - вариант индийских легенд «Принцесса Макандула» и Раджа Бендахара Калантиано". Поэма «Лапулапу» рассказывает о гибели Магеллана на о. Мактан(Лапулапу — вождь, с которым Магеллан вступил в стычку).

Национальные жанры прошлого - куридо -лирико-эпическая поэма, авит - поэма на героический сюжет. Основоположник литературы нового времени - Ф. Бальтасар (1788-1862). Первый роман на тагальском языке издал М. де Кастро (1856). Наиболее известный писатель — Хосе Рисаль-и-Алонсо (1861—1896). Национальным символом филиппинцев признан цветок сампагита (эквивалента в русском языке нет).

Мифология

Мифология филиппинцев сложна. У крупных народов, исповедующих католицизм, она частично утеряна. У горных народов она сохраняется в большей степени. Для них характерны культы духов природы, предков, есть пантеон богов, магия, прежде были жертвоприношения и охота за головами. Мифология отражала иерархию общества — строгую соподчиненность.

Космология филиппинцев включала 4 элемента: сверхъестесвенные существа, люди, природные объекты, продукты труда. Обожествлялись солнце, луна, звезды, радуга, некоторые животные, птицы. Ниже богов стояли духи лесов, полей, гор, рек и т. д., а также духи предков. Их ублажали, так как они могли принести зло. Назначение людей заключалось в служении им. Существовали многочисленные табу. Природными объектами человек пользовался, но был не хозяином их, а только арендатором, так как они принадлежали духам. И только продукты труда принадлежали человеку. По представлениям горных народов внутренних районов мир был объемен, в центре – земля (пугао), в горизонтальной плоскости протекает мировая река, в верховьях ее - мир (даийе), связанный с верхним миром (кабуниан), внизу - мир (лагод), связанный с нижним (далум). Мифы каждого народа впитывали влияние индуизма и буддизма.

Отсутствовала строгая иерархия богов, как и привязанность богов к определенному миру. Наиболее абстрактно понятие Матунгулан, группа из 168 богов, один из них — Лидум ан Магидет.

К миссионерам туземцы относились неприветливо, но к 1622 г. почти полмиллиона было крещено.

Христианский бог для филиппинцев имел много языческого, и от прежних верований они не отреклись. Кроме католиков есть здесь и мусульмане (моро).

 
 
Сайт создан в системе uCoz